Большой гид по комедийным ситуациям

Каждая комедийная история строится на серии затруднительных положений, в которых оказывается ваш герой. Наслаиваясь, как снежный ком, они создают комедийность, абсурдность ситуаций, над которыми мы с вами с удовольствием смеемся.

Все изначальные предпосылки, задающие тон истории и их комедийную перспективу (назовем их “комедийные ходы или ситуации”), более или менее похожи друг на друга и их можно разбить на несколько условных групп. Все они достаточно известные, но давайте попробуем собрать их вместе.

Сразу оговорюсь, оригинальная история - фундамент для того, чтобы использовать такие комедийные ходы. Сами по себе они ничто, просто инструмент. В ТВ ситкомах такие предпосылки обычно задают линии.

1. ЛОЖЬ. Герой соврал. Неважно кому и как, но теперь он не может пойти на попятную. С каждым последующим действием его потребность во лжи возрастает в разы. Как говорят у нас в России “запи#делся”. В конце обычно фэйл раскрывается, герой покаялся в содеянном, посрамлен, но прощен.

Такой прием используют все: от классических Друзей (где Джо врет, что ему не делали обрезание) до лохматого Универа (где Майкл врет в резюме).

2. СТО ПУДОВЫЙ ВАРИАНТ. Один герой предлагает другому безотказно-выигрышную схему. Будь то вложиться в МММ, ограбить банк, познакомиться с Хайди Клум. А дальше все идет по … Проблемы, неудачи следуют одна за другой, и каждая следующая в разы хуже предыдущей. В самом конце герои снова у разбитого корыта. Только корыто еще в более плачевном состоянии.

3. НЕДОПОНИМАНИЕ. А если быть точнее - ложная интерпретация. Герой что-то не расслышал, рассказал другому и пошло поехало. Глухой телефон, где судьба пинает персонажа со всех сторон.

Мистер N и его друг говорят о новой машине, а подруга, которая подслушивает за дверью, думает что о девушке. Дальше она трезвонит всем подругам, что мистер N изменяет мисс N, мисс N подает на развод, мистер N празднует развод, снимает проститутку, а жена узнает правду и застает его с проституткой. В комедии проститутка - клоун)

4. ВРЕМЯ ТИКАЕТ. Здесь все просто (как и везде, собственно) Герою нужно что-то совершить, но у него времени в обрез.

Вот мистер N захотел в туалет, нигде нет туалета. Он дергает все ручки в здании, заперты. Одна свободна - открывает, забегает в темную комнату - а выбегает на сцену театра, где идет спектакль. А в первом ряду сидит его начальник. В общем жесть, конечно, но суть вы поняли.

5. СЕКРЕТИЩЕ. Огромный такой секретище или мелкий такой секретик, который один персонаж узнает о другом. И эту тайну нельзя никак обсудить или разгласить, но эта информация выжигает героя изнутри. Это условие открывает много возможностей для дальнейших действий. Либо герой пытается не рассказать, но под давлением обстоятельств сдается, либо герой доверяет тайну другому герою, у которого репутация могилы, но тут он дает осечку, либо герой сам пытается вывести другого на чистую воду, заставить его сознаться. Суть сводится к извечному “хотел как лучше, а получилось как всегда”.

6. ТРУДНЫЙ ВЫБОР. Здесь все просто. Герой мечется между двух огней. Но выбор сводится не к хорошему или плохому, а к хорошему или хорошему (по другому), либо к плохому и плохому. Полярности всегда одинаковые. Далее персонаж действует либо в традициях известной пословицы “и рыбку съесть и на s class сесть”, либо пытается избежать плохих последствий вообще и обмануть систему. В итоге, по закону жанра, он остается на точке старта.

Классика - герой встречается с двумя девушками параллельно (у одной сиськи большие, другая умная и добрая). В итоге, он остается один (или со страшной и злой).

7. ТРИГГЕР. В городе N все тихо и спокойно, все приторно и няшно, хоть в петлю лезь. И вот кто-то залезает в петлю. И это событие переворачивает жизнь людей с ног на голову. Очень часто такой прием используют в пилотах и в полных метрах. (Но мы помним, что в комедиях никто не умирает, да?)

Хороший пример - История Игрушек. В сложившийся коллектив с харизматичным ковбоем во главе прибывает более современный и притягательный Базлайтер. Вуди должен вернуть свой авторитет.

8. В ЛОВУШКЕ. Человек оказывается в безвыходном положении под давлением обстоятельств. А если учесть, что все комедии про глупцов, то вся его сущность вскрывается и дурь лезет наружу. Чем больше давление, тем глупее поступки героя. Когда Фил из “Американской семейки” оказывается запертым в комнате в пустом доме, его охватывает антилогика и он начинает творить такую дичь, что вот она, комедия.

9. СТРАННАЯ ПАРОЧКА. Тут все понятно. Базовый признак комедии - сочетание несочетаемого. Умный и дурак, ботаник и шкура, ленивый и гиперактивный, пьяный и трезвый и так далее до бесконечности. Заставляем полярности существовать вместе и получаем бескрайнюю полянку юмора. Ходи, да собирай шуточки. Американский и китайский коп (Rush Hour), Леонард и Пенни (Теория Большого Взрыва), Росс и Рэйчел (Друзья), Грязная кампания за честные выборы.

10. СМЕНА РОЛЕЙ. Герой выдает себя за другого (временно заменяет на работе или нянчится в выходные с детьми соседа). Главное, чтобы новые роли, которые примеряет на себя герой, были противоположны его нутру. Если нянька - то спецназовец или киллер (Детсадовский полицейский). Если грабители - то домохозяйки (Good Girls).  

11. РЫБА ИЗ ВОДЫ. Наверное, самый популярный комедийный прием (после странной парочки). Он очень схож со сменой ролей. Человека выдергивают из привычной среды и помещают в полярную. Плохая училка, Красотка, Полицейский из Беверли Хиллз, Барри.

12. ЛЮТЫЙ ПИПЕЦ. Тот же триггер, только на максималках. Инопланетные гости, десять любовниц мужа, пятьсот внебрачных детей. Событие, которое выбивает не стул под попой, а землю под ногами.

ВАЖНО. Использование этих ходов не дает гарантию смешного кино. Хорошая комедия - это синергия интересной истории, увлекательных, многомерных (будь оно не ладно) персонажей, актуальности, авторского голоса и хорошего чувства юмора.

Держите эту статью в закладках. И если ваша комедия начнет буксовать, не стесняйтесь, подглядывайте. В этом нет ничего зазорного.

Поделись этим материалом с друзьями и коллегами.

Больше интересного на нашем канале в Telegram.


Кто будет трезвый 10 января? Гудстори мутят

Предыдущая новость