«2001: A Space Oddysey»

Кубрик и его бессмертный шедевр «2001: A Space Oddysey», вклад которого в мировой кинематограф довольно сложно переоценить (не будем вести дискуссии за субъективные ощущения от фильма). Фильм, визуальный стиль которого вдохновлял и будет вдохновлять не одно поколение режиссёров и операторов. Фильм, без которого не обходится ни один из списков в духе «что обязан посмотреть каждый перед смертью». Фильм, который живёт вне времени. Кубрик — режиссёр, который снимал только экранизации книг. «2001: A Space Oddysey» в каком-то смысле стала исключением, где сценарий, основанный лишь на небольшом рассказе Артура Кларка, был создан до написания самой книги (хотя она, в итоге, тоже вышла в свет). Это, кстати, отдельный интересный момент, что Кларк писал сценарий для Кубрика (это как Стругацкие для Тарковского, понимаете, да?). Это при всём при том, что сам Артур Кларк был не просто сай-фай писателем, но и учёным, что сильно повлияло на фильм в плане его реалистичности (особенно, если смотреть его сейчас и держать в голове, что снято это было в 1968 году). И если за смысл фильма отвечал режиссёр, то атмосфера досталась от писателя (и вкупе работает это невероятно круто). Кубрик как исследователь человеческой природы. Так можно одним предложением описать два с половиной часа происходящего на экране. Ровно три минуты абсолютного «ничего» в самом начале, и часы истории человека начинают свой ход. В прямом смысле слова. Все ведь в курсе, как непонимающие, что вообще происходит люди начинают выключать фильм на моменте, когда обезьяна долбит костью по камням? Вот, это начало. А конец заключался в том, что человек, как существо духовно и интеллектуально истощённое к 2001 году, должно наконец стать чем-то бОльшим, готовым к следующему эволюционному прыжку. И эту идею духовного кризиса очень точно можно проследить, когда в историю вписывается искусственный интеллект, диалоги и фразы которого на фоне монотонной бессмысленной болтовни людей выглядят куда интереснее и живее. Я не зря в начале упомянул про визуальный язык. Кубрик — перфекционист и бывший фотограф. И то, с какой дотошностью он подходит к композиции в своём кадре, как предельно точно двигается его камера, интерьеры, ради которых приглашали дизайнеров из крупных компаний (IBM, Boing, General Electric). Каждый кадр можно ставить на паузу и рассматривать. Отдельный лайк за типографику (хоть её не так и много). А те текучие красные стулья, если кому интересно, были созданы французским дизайнеров Оливье Морга и называются Djinn chairs. Эстетикой дизайна 60-х веет от каждого элемента. Да и сам дизайн весь из себя плавный, живой, извивающийся — его никак нельзя соотнести с тем монолитом, который предстаёт перед человечеством в роли инопланетной расы. Не колесо величайшее изобретение человека, а прямоугольник (квадрат) — его нельзя найти в природе, его можно лишь создать, придумать. Вы только вдумайтесь. Фильм 1968 года. Исследование новых миров, искусственный интеллект, который хочет избавиться от человека, инопланетные существа отличные от антропоморфных выдумок до этого. И всё это грамотно увязано со смыслом человеческой природы. Не это ли мечта любителя научной фантастики?

Не знаю, зачем вам это смотреть, но почему бы и нет?

Следующая новость