«Собибор»

Вчера стало известно, что Российский оскаровский комитет выдвинул фильм «Собибор» на соискание премии Американской киноакадемии. Продюсер Александр Роднянский в интервью «Коммерсанту» назвал этот выбор «достойным». Еще он сказал, что были и другие претенденты, но не стал о них ничего говорить. Так же, как и Владимир Меньшов, тоже принимавший участие в выборе фильма, который представит Россию в оскаровском лонглисте. .Разные СМИ, со ссылкой на свои источники, сообщают, что в качестве альтернативных кандидатов от России назывались «Довлатов» Алексея Германа-младшего и «Лето» Кирилла Серебренникова. И оба этих фильма были бы куда более уместны в плане реальной борьбы за «Оскар». Сергея Довлатова прекрасно знают и помнят в США. Он жил там двенадцать лет и написал большинство своих ключевых работ. «Лето» — вообще идеальный вариант. Я не знаю, что известно в Америке о Викторе Цое и Майке Науменко (скорее всего, ничего), но не обратить внимание на картину, режиссер которой сидит, якобы, став жертвой режима, американцы просто не смогли бы. Они это очень любят. Из этих трех картин «Лето» имело бы реальные шансы на попадание в пятерку лучших фильмов 2018 года на иностранном языке. Но выдвинуть «Лето», значит, показать, что государство поддерживает Кирилла Серебренникова. Давать такой сигнал, по понятным причинам, никто не стал бы. У «Собибора» шансов нет. Константин Хабенский тут, при всем к нему уважении, технический кандидат. Сейчас фильм его внесут в широкий список претендентов на «Оскар». Там обычно почти сто фильмов (в прошлом году было 83, в позапрошлом — 92). Потом академики выберут примерно десять лучших из них. Список объявят ближе к концу года. Естественно, что никакого «Собибора» там не будет. Но не стоит сильно переживать по этому поводу. Все равно он и так ничего не получил бы. Художественная составляющая (откровенно слабая, кстати) не имеет тут никакого значения. .Фильм «Ида» Павла Павликовского уже получал «Оскар» в 2015 году. «Рай» Андрея Кончаловского уже не получал даже номинацию на «Оскар» в прошлом году. Выдвигать на «Оскар» несколько фильмов про Холокост подряд — очень большая ошибка. А еще не забывайте про «Сына Саула» Ласло Немеша. Помимо художественной составляющей, которую я уже упоминал, существует конъюнктура, которую «Собибор» не выдержит. У «Оскара» есть две номинации, которые не имеют никакого отношения к заслугам перед кинематографом, — лучший фильм (внутренняя политика) и лучший фильм на иностранном языке (внешняя политика). Академики, вручая награду в этой категории, как бы говорят от лица всего американского народа: «Вот, что нам сейчас важно, а вы уж понимайте это как хотите». В общем (еще раз), у Константина Хабенского нет ни единого шанса даже преодолеть сито лонглиста. И тут не нужно обращать внимание на то, что он режиссер-дебютант. Это вообще не имеет никакого значения. Ласло Немеш и Флориан Хенкель фон Доннерсмарк тоже в свое время были дебютантами в полном метре, но это не помешало им взять «Оскар» со своей первой работой. И у Хабенского еще все будет. Как у режиссера. Как у актера у него уже почти все есть.

Эскиз первого Терминатора

Следующая новость