Павлом Григорьевичем Тагером

Поговорим о появлении звука в советском кинематографе. Создание отечественной системы звукового кино началось почти одновременно в Москве Павлом Григорьевичем Тагером в 1926 году и в 1927 году Ленинграде Александром Федоровичем Шориным. .Тагером была разработана система звукового кино («Тагефон»), позволяющая полностью синхронизировать звук с изображением вне зависимости от настроек кинопроектора. Его изобретение получило высокую оценку советских властей и начало активно применяться в фильмопроизводстве. В частности, система Тагера была использована для съемок первого художественного звукового кино в СССР – драмы «Путевка в жизнь» , вышедшей в прокат в 1931 г. Шорин вёл исследования различных аспектов радиофикации и связи. Им были разработаны системы оптической и механической звукозаписи. Аппарат Шорина под названием «шоринофон», представленный и в портативном варианте, применялся при создании репортажей. Приход звука в кино был не всеми встречен благосклонно. Эйзенштейн, Пудовкин и Александров выпустили манифест «Будущее звуковой фильмы» в котором выражали опасения о том, что звук может разрушить конструкцию фильма создаваемую монтажем, который они считали ядром кинематографии. И таким образом единственным разумным способом использования звука (речи, музыки, шумов) в кинопроизводстве является отказ от синхронности со «зрительными образами». Примером такого подхода может служить фильм Всеволода Пудовкина "Дезертир" в котором режиссер применил новаторский принцип контрапунктного сочетания звука и изображения. . Дзига Вертов был другого мнения. Он ещё в 1925 г. в одной из своих статей, а затем в 1929 в работе «От «киноглаза» к «радиоглазу» фактически предугадал появление единого кинематографического аудиовизуального пространства.
Режиссер увидел в приходе звука новые возможности для развития документальной кинематографической мысли. И в данном контексте вопрос совпадения или несовпадения изображения и его акустического сопровождения был не важен. .Первое документальное звуковое кино Вертова — «Симфония Донбасса» — появилось в 1930 г. Это был уникальный эксперимент для режиссера, обнаживший его профессиональный интерес к исследованию «искусства шума». Звук постепенно завоёвывал своё место в кинематографе, изменяя и совершенствуя его характер. В марте 1928 г. в здании Физического института в Москве состоялась первая общественная демонстрация «говорящей фильмы». Осенью того же года на базе Всесоюзного Электротехнического института была создана лаборатория звукового кино, которую возглавил П.Г. Тагер. Результатом проводимой исследовательской деятельности стало появление нескольких типов звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. В марте 1930 г. были запущены работы по созданию звуковой кинофабрики имени «Рот Фронт», в стенах которой и проходили съемки «Путевки в жизнь». В последствии Эйзенштейн и другие сменили "гнев на милость" в отношении звука и создали свои "аудиовизуальные шедевры", которые и по сей день остаются таковыми. #историякино

5 октября 1929 года

Предыдущая новость

"Турксиб": советский культурфильм и голливудский блокбастер

Следующая новость