"Турксиб": советский культурфильм и голливудский блокбастер

Лента произвела настоящий фурор в Европе, оказала огромное влияние на британскую документалистику, а после просмотра "Турксиба" в Москве имя Турина восторженно скандировали даже представители Российской ассоциации пролетарских писателей. .

Снятый в 1929 году "Турксиб" Виктора Турина приветствовали в СССР как одно из величайших достижений и образцов нового советского кино.

Этот фильм наравне с "Человеком с киноаппаратом" Дзиги Вертова - считается самым ярким образцом документального киноавангарда. Ранняя советская критика сравнивала "Турксиб" с работами уже признанных мастеров Сергея Эйзенштейна, Всеволод Пудовкина и Александра Довженко . Американская аудитория отмечала связях "Турксиба" с традицией голливудского вестерна.

Режиссер Виктор Турин снял за всю жизнь только 4 фильма, два из которых - в Украине, однако вошел в историю мирового кино благодаря примерному фильма советского авангарда 1920-х "Турксиб". В сокровищнице же украинского кино он оставил еще недооценены работы "Борьба гигантов" и "Провокатор (его карьера / В паутине)", обе 1926 года.

Режиссер Виктор Турин

Уроженец Санкт-Петербурга, сын непрактикующие адвоката-оппозиционера, воспитанник реального училища и театральной школы. 17-летнего Виктора Турина в 1912 году родители отправляют к родственникам в Бостон - подальше от социалистических кружков, в которых он к тому времени становится завсегдатаем.

С 1913 года Турин учится в Массачусетском технологическом институте - потому вузе, который сегодня считается лучшим техническим университетом мира по версии Times Higher Education и QS Rankings, а в 1910-х, благодаря меценатской поддержке основателя Kodak Джорджа Истмена, переживает свой первый расцвет.


Получив инженерное образование, Турин отправляется искать счастья в Голливуде. Эта глава жизнеописания Турина почти полностью состоит из белых листов. По одним данным в Голливуде Турин скромно работает статистом и либреттистом, по другим - присоединяется к режиссуре фильмов, или же, как отмечает Джей Лейда, даже числится среди сотрудников еще заметной в то время студии "Вайтограф", поглощенной впоследствии Warner Brothers.

В 1922 году Турин возвращается из Америки в новую советскую действительность. Детали этого возвращения также остаются не слишком просветленными. Однако нетрудно понять, почему вместо родного Ленинграда, набравшись пусть какого голливудского опыта, Турин оседает на юге Украины. Именно здесь в это время стремительно начинает деятельность новый украинский кинематограф под эгидой ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление).

Логотип ВУФКУ

Феномен ВУФКУ требует дополнительного раскрытия. Будучи государственным органом управления кинематографией УССР, имея монопольный контроль над кинопроизводством и дистрибуцией фильмов в Украине, ВУФКУ в то же время было де-факто наиболее прогрессивной, свободной и быстрорастущей киноорганизацией всего Советского Союза.

Открытое к экспериментам ВУФКУ активно привлекало к работе на своих киностудиях в Ялте и Одессе зарубежных специалистов и заметных деятелей из касающихся кино сфер - театра, живописи, литературы. Именно так на только что созданные студии приходят работать немецкие операторы, основатель нового украинского театра Лесь Курбас со своими актерами, писатели Михаил Семенко, Николай Бажан, Исаак Бабель, скульптор Иван Кавалеридзе и фотограф Даниил Демуцкий.

Голливудский опыт Турина мог вполне заинтересовать ВУФКУ и самому реэмигранту, вероятно было интересно включиться в советскую кинематографическую жизнь. Так, уже в 1924 году с именем Турина связывают идею экранизации пьесы Луначарского "Полум`ярi", которая именно в это время в постановке Бориса Ґлаґолина (в будущем также кинорежиссера ВУФКУ) шла на сцене харьковского театра им. Франко.


В начале 1925 года имя режиссера Турина наконец появляется в кинотитрах - Одесская кинофабрика выпускает игровой агитфильм "Лозунги восьмого октября" по сценарию активного режиссера и управленца ВУФКУ Георгия Тасина.

И наконец первой режиссерской постановкой Турина становится фильм "Борьба гигантов" (альтернативное название - "Борьба двух миров») поставлен на Ялтинской (Второй) кинофабрике ВУФКУ по роману и сценарию Соломона Лазурина.

Афиша фильма "Борьба гигантов"

Этот фильм воспринимается современниками Турина, как очевидный знак роста могущества ВУФКУ и способности участвовать и добиваться успеха в титанических по сложности постановках. Не в последнюю очередь это происходит благодаря сотрудничеству Турина в "Борьбе великанов" с Робертом Шарфенберґом - молодым немецким художником, убежденным коммунистом и одним из многочисленных приглашенных ВУФКУ иностранных мастеров.

Ещё один вариант афиши

Поработав на четырех постановках Ялтинской киностудии, через несколько лет Шарфенберґ присоединится в Берлине к работе пролетарской киноорганизации "Прометей" и поучаствует в созданиеи легендарного фильма Бертольда Брехта и Златана Дудова "Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?" (Единственного фильма, в котором Брехт реализовал в кино свои новаторские театральные теории). Однако сотрудничество с Туриным над "Борьбой великанов" - оставалось самой сложной по размаху задачей Шарфенберґа. Постановка этого тенденциозного антиутопического фильма о замене человеческого труда машинным требовала построения огромных инженерных конструкций - декораций биржи и текстильной фабрики.

В то же время, на ночных улицах Одессы снимались массовые сцены боев возмущенных освобожденных пролетариев против военных, защищавших владельцев заводов и их машины. По словам писателя и редактора киностудии Юрия Яновского, на съемках в этих сценах задействовали около пяти тысяч человек массовки.

Сценам уличных боев отдано в фильме огромное количество экранного времени. Турин, фактически одновременно с Эйзенштейном и его "Броненосцем Потемкиным " , делает главным героем своего фильма не конкретного инженера, а революционную массу.

Кинофабрика ВУФКУ в Киеве в 20-е гг.

Фильм выходит на экраны УССР в марте 1926 года, довольно скоро его также показывают в Вене. 

А уже в мае 1926 года Турин начинает съемку фильма "Провокатор" (альтернативные названия - "Его карьера", "В паутине»). Вместо архитектурно сложного эпического зрелища, Турин снимает шпионскую мелодраму на близкую для себя тему о подпольной деятельности против самодержавия.

Фрагмент "Провокатора" и сам прототип

Сюжет фильма построен вокруг колебаний двойного агента революционного подполья столыпинской России Виктора Боровского (прототипом которого был анархист Дмитрий Богров - убийца Петра Столыпина в Киевском оперном театре).

"Провокатор" - единственный экранизированый сценарий, писателя "ваплитянина" Олеся Предрассветного, биография которого также была связана с Америкой, а первый "новый" украинский роман его авторства даже назывался "Американцы".

Афиша фильма "Провокатор"

Еще одним знаковым сотрудничеством Турина становится участие в "Провокаторе" 19-летней актрисы Анны Стен. Эта уроженка Киева к тому времени уже успела сыграть главную роль в фильме московской студии "Межрабпом-Русь" "Девушка с коробкой" (1927, реж. Борис Барнет). Уже через несколько лет Стэн отправится успешно покорять Германию, Голливуд и Бродвей.

"Провокатор" - единственная работа Анны Стэн в фильмах ВУФКУ и последний фильм Турина снятый на Украине.

Еще один постер фильма Турина "Провокатор"

Дальнейшая судьба Турина связана с кинотрестом "Востоккино", организацией, созданной в 1928 году на основе "Чувашкино" для пропаганды советской идеологии в республиках Средней Азии. В 1930 году в состав треста вошла Ялтинская кинофабрика.

На "Востоккино" Турин дебютирует в новом для себя жанре культурфильма и снимает полнометражную ленту "Турксиб" (1929, альтернативное название - "Стальной путь") о строительстве Турксиба и советизации Средней Азии. Сооружение железной дороги, которое длилось с 1926 по 1931 годы и завершилось установлением транспортной связи между Средней Азией и Сибирью.

1445 километров железной дороги не только объединили Ташкент и Семипалатинск, позволили преодолевать это расстояние в 70 раз быстрее, но и модернизировали и повысили эффективность транспортировки зерна и хлопка в регионах; не только соединили географические координаты, а объединили государство.

А так видел Турксиб известный советский художник Александр Дейнека

"Турксиб" не был первым советским фильмом о грандиозных и героических стройках первой пятилетки. Вместе со строительством Днепрогэса , "Магнитки", ХТЗ - он лишь дополнял индустриальную иконографию Советского Союза, рассказывая не столько о конкретных победах рабочих, но и о новом мире, борьбе цивилизации и природы и, наконец просто о преодолении прошлого новым человеком.

Ни был "Турксиб" и первым фильмом о поезде и железной дороге. В общем, поезд - знаковый образ для истории мирового кинематографа, начало которого обычно связывают с публичной демонстрацией фильма братьев Люмьер "Прибытие поезда . .".

Так выглядело промо фильма "Турксиб"

"Большое ограбление поезда" (1903) Эдвина Портера - не только один из первых вестернов в истории, но и пионер кино сюжетного, традиционного в нашем понимании, призванного рассказывать историю кинематографического персонажа. Позже, в 1920-х, каноническими фильмами о поезде стали "Колесо" (1923) Абеля Ганса и "Железный конь" (1924) Джона Форда. Последний вестерн о строительстве первой трансконтинентальной железной дороги стал, наконец, культовым фильмом о фронтире/ пограничье и покорении Дикого Запада цивилизацией белых людей.


Белые люди Советского Союза покоряли не так Запад, как Восток. В риторике 1920-х, поезд становился не только современным и быстрым транспортом, инструментом идеологической пропаганды (агитпоезда), а ярким символом индустриального развития и цивилизационного прогресса советского проекта. 

Вдохновившись идеологической значимости образа, кинематографисты активно снимают поезда в фильмах и фильмы о поездах.

Киноплакаты тех лет - сами по себи являются произведениями искусства

Так, за пять лет до "Турксиба" за работу над сценарием грандиозной двухчасовой киноэпопеи "Стальной путь" берется театральная легенда -Всеволод Мейерхольд.

По замыслу заказчика фильма - ЦК профсоюза железнодорожников - сюжет ленты должен раскрыть историю столетней революционной борьбы железнодорожников.

Режиссерами "Стального пути" Мейерхольд пригласил своих учеников Василия Федорова, Николая Экка и Николая Охлопкова (последний, через несколько лет, поставит на ВУФКУ две, утраченные ныне ленты "Митя" (1926) и "Проданный аппетит" (1927)).

Фильм должны были снимать в Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в Одессе и Москве. Критики приветствовали фильм задолго до его появления на экранах, надеясь, что он воплотит душу нового индустриального строя советского государства. Однако запланированая на 1 января 1926 премьера фильма так и не состоялась.

В Украине поезд активно снимают "Киноко" Дзига Вертов и Михаил Кауфман. Их первая работа на ВУФКУ "Одиннадцатый" (1928) посвящена достижениям первой пятилетки, просто изобилует кадрами поездов, неожиданными и сногсшибательными ракурсами, снятыми с поездов и из-под поездов. Эти образы брались и активно тиражировались и в следующих своих проектах ("Весной", "Человек с киноаппаратом", "Небывалый поход", "энтузиазм").

Метафорой революционного прогресса и индустриализации становится поезд в двух ранних фильмах Александра Довженко. В "Звенигора" (1927), архаичный дед, олицетворение едва ли не всех дореволюционных пережитков, безуспешно пытается взорвать поезд советского прогресса. В конце концов, дед пришел, сел на поезд и отправился к счастливому будущему. Однако уже в следующем фильме "Арсенал" (1928) малоуправляемый поезд революции сходит с рельсов забирая не одну жизнь.

Так выглядела пропагандистская картинка

В чем же кроется тайна революционности и уникальности "Турксиба"?  Создавая фильм о границе и пограничье, Турин постоянно преодолевает границы кинематографических традиций и школ: в "Турксибе" ему удается совместить принципы игрового и неигрового кино, и шире, советской и голливудской традиции.


Как уже отмечалось, официально Турин дебютировал на "Востоккино" в жанре культурфильма, фильма образовательного, пропагандистского и агитационного, в основном короткометражного. Работу над культурфильмами обычно поручали режиссерам-новичкам. Как результат, из-за некачественности культурифильмы не так учили, как занудствовали, а студии предсказуемо теряли прибыли. Призывая уделить культурфильмам больше внимания Луначарский утверждал, что скучный культурфильм не так агитирует, как контрагитирует. К большому сожалению авангардных художников, вкусы пролетарской аудитории не сильно отличались от вкусов дореволюционной буржуазии. Массовый советский зритель стремился смотреть кино развлекательное, а не экспериментальное.

Именно из-за финансовых проблем и институциональной слабости новообразованное "Востоккино", вынуэдено было дебютировать на советском рынке в "бюджетном" жанре культурфильма. Осознавая неоднозначность ситуации главный патрон "Востоккино" и сторонник "Турксиба" Турар Рыскулов задействует в работе над фильмом Виктора Турина. Тот же стремится преодолеть жанровые ограничения культурфильма и сделать фильм интересным и доступным массовой аудитории.


Свою позицию Турин формулирует в своем обращении к правлению "Востоккино" в апреле 1928: "Главным недостатком большинства снятых до сих пор культурфильмов стало отсутствие точного следования теме. Получается изнурительный разнобой склеенных кусков, связанных между собой лишь механически . . яркие факты тускнели на экране, становились неинтересными и не доходили до зрителя . . Следовало изначально отнестись к работе со съемкой "Турксиба" не как к культурфильму в традиционном смысле этого скучного слова, но как к неигровой картине, которая требует не меньшего внимания, чем картины художественные". Выполнив эти требования, Турин обещал снять не только полезную и культурную, но также интересную и незабываемую вещь, почти художественный фильм.

В отличие от "Киноко", Турин не хочет "захватить жизнь врасплох", а в лучших традициях игровых фильмов инициирует написание сценария "Турксиба", на авторство которого претендуют, в различных комбинациях Виктор Шкловский, Ефим Арон, Александр Мачерет и сам Турин.

Кадр из "Турксиба"

Съемочный процесс длился 135 дней, из которых 89 потратили на логистику. Бюджет фильма вырос с 29 до 35 тыс. Рублей, в том числе через сцену песочного шторма, которая обошлась кинематографистам почти в четыре тысячи рублей вместо запланированных 355. Некоторые сцены фильма снимались настолько тщательно, что местные казахи жаловались, мол им не платят за "актерство". Съемки фильма, потратив 10 тыс. метров пленки, были завершены в ноябре 1928 года.

Председатель производственного отдела "Востоккино" Шимановский окончательную версию фильма осудил за "рваный" монтаж и короткий хронометраж. Фильм положили на полку. Турин инициировал вокруг этого решения широкую огласку и добился выпуска на экраны своей, "режиссерской", версии фильма.

Успешная прокатная судьба "Турксиба" зависела от удачной московской премьеры, состоявшейся в октябре 1929 года в трех наименее престижных столичных кинотеатрах. Чтобы исправить эту ситуацию "Востоккино" арендует четыре наиболее популярные кинотеатра Москвы и покрывает рекламные расходы. Стратегия сработала. В течение четырех месяцев проката (октябрь 1929 - январь 1930) "Турксиб" собрал в прокате около 62 тыс. рублей и принес "Востоккино" 15 тыс. рублей прибыли.

Вот только в Казахстане фильм попадает в прокат только 1930 году. Пытаясь привлечь к фильму самую широкую аудиторию, функционеры "Востоккино" посвящают фильм Октябрьской революции и в течение двух дней прокатывают его во всех кинотеатрах Алма-Аты совершенно бесплатно.

Финансовый успех фильма частично стимулировали положительные отзывы в советской печати за месяц до официальной премьеры. После просмотра "Турксиба" московские кинокритики приветствуют Турина с созданием новой формы документального фильма, преподносят последний как гордость советской кинематографии.

Кто-то даже сравнивает его со "Старым и новым" Эйзенштейна. В итоге, критики восторженно рекомендуют фильм к самому широкому прокату в лучших кинотеатрах страны, а также клубах и на селе. И настоящее признание фильма ожидало "Турксиб" после положительных отзывов АРК (Ассоциация революционной кинематографии) и РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей).

Турина ставят в один ряд с "Арсеналом" Довженко, "потомками Чингисхана" Пудовкина и "Обломком Империи" Ермлера. В декабре 1929 года в официальной резолюции накануне съезда работников кино "Турксиб" фактически канонизируется и провозглашается эталонным фильмом советской кинематографии.

На этом триумф "Турскиба" не закончился. Фильм успешно демонстрировался в Берлине, Вене, Роттердаме и Лондоне. В Дании показ фильма посетил даже министр иностранных дел. Фильм восхваляли не только социалистические издания, но и откровенно антисоветские медиа, как Wiener Neueste Nachrichten.

Более того, фильм активно демонстрировался в рамках более широких, политико-просветительных мероприятий и обычно сопровождался вступительной лекцией самого Турина. И несмотря на несколько досадных инцидентов, как запрет фильма во Франции, или Мюнхене, "Турксиб" приобрел себе в Европе славу одного из самых причудливых немых фильмов.

"Турксиб" оказал огромное влияние на развитие британского документального кино и получил в Британии культовый статус. Даже сейчас, отреставрированную Британским киноинститута (BFI) в 2011 году, копию "Турксиба", которая является реконструкцией британской версии фильма, смонтированной в 1930 году документалистом-экспериментатором Джоном Ґрирсоном, показывают на Украине как "творчество украинского режиссера Турина", как ни дико это звучит.

Итак:

Турксиб (Стальной путь) (1929) -

Подписывайся на СССР

Павлом Григорьевичем Тагером

Предыдущая новость

Дзиги Вертова «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»)

Следующая новость