Открытие ведьм

На дворе вторая половина 2018-го, и, кажется, что очередной сюжет про вампиров не может принести человечеству ничего хорошего, а что ещё хуже — ничего нового. Хотя, если обратиться к истории, то можно заметить, что интерес к этой теме возрастал примерно каждые 10 лет: в 90-е — классические «Дракула» и «Интервью с вампиром», в нулевые — комиксовые «Баффи», «Блэйд», «Другой мир» и иже с ними, в 10-е — удачно реалистичные «Впусти меня» и «Настоящая кровь» и совсем уж гениальные «Реальные упыри». Последним не повезло в том смысле, что в 2008 году случилось окончательное вырождение вампиров на экранах в сами знаете какой франшизе, попортившей немало крови двум в общем-то хорошим актерам — Кристен Стюарт и Роберту Паттинсону. Спустя 10 лет Белла и Эдвард отмылись от сумеречного душка многочисленными арт-хаусами и премиями, а мы, фанаты клыкастых любителей поспать в гробах, готовы к новому ренессансу кровососов. Можно ли отнести к этому сериал «Открытие ведьм»? Будем разбираться.

«Как насчет новой истории про вампиров?»

Молодой, но перспективный доктор наук Диана Бишоп (Тереза Палмер) приезжает в Оксфорд, чтоб закончить масштабное исследование по алхимии. В этом должен помочь некий манускрипт, который девушка берет в местной библиотеке. Казалось бы рядовое событие привлекает массу внимания со стороны ведьм, вампиров и демонов. Все верно: судя по всему, в Оксфорд берут только фриков с суперспособностями и Оксимирона. Для простых смертных они остаются мифами и сказками: никаких метел, сушеных ящериц и гробов в подвалах. Чудеса творятся втайне, а поведение и отношения между Существами регулируются своими законами, разработанными специальной организацией — Орденом.

Сама Диана тоже не так проста: она ведьма, наследница древнего рода, обладающая невероятной силой. Правда, пока она об этом не подозревает: девушка всячески сторонится магии, хотя частенько неосознанно использует её. Загадочная книга всё меняет: как вышло, что неопытная колдунья завладела рукописью, за которой многие столетия безуспешно охотился весь сверхъестественный мир? Ответ на этот вопрос очень интересует профессора Мэттью Клермонта (Мэттью Гуд) — биохимика и вампира. Он верит, что в манускрипте скрыт секрет происхождения магических существ, в том числе вампиров, которых предположительно создали именно ведьмы (отсюда название сериала). Ясное дело, что подобное знание легко может превратиться в оружие и развязать межвидовую войну. И пока колдуны, демоны и упыри разными способами пытаются добраться до Дианы, ближе всех оказывается Клермонт, внезапно обнаруживающий в себе странную слабость к этой девушке. Доктор Бишоп, недолго думая, тоже проникается нежными чувствами к неотразимому вампиру, параллельно начиная осознавать собственную могущественную сущность. Ну а дальше все по классике: конечно же, вампиру и ведьме нельзя любить друг друга, и конечно же, они полюбят, а значит нас ждет история о запретной любви со всеми вытекающими влажными взглядами, патетическими речами и придыханиями.

«Открытие ведьм» — экранизация одноименного романа Деборы Харкнесс, который в России издавался под названием «Манускрипт всевластия» (звучит весьма корявенько, хоть и не так спойлерно). Книга вышла в 2011 году и, разумеется, не избежала сравнения с «Сумерками», хоть и не в пользу последних. В целом Харкнесс удалось создать любопытную вселенную на границе истории, науки и фантастики и органично вписать магических существ в академический антураж древнего университета. Но, к сожалению, не получилось избежать подростковой сопливости «Сумерек» в отношениях главных героев. Не могу сказать, насколько это испортило первоисточник, но это точно нанесло заметный ущерб сериалу.

Как и тотальный мискастинг главной героини в лице Терезы Палмер, также известной как блондинистая Кристен Стюарт. Кажется, и в «Открытие» Палмер взяли только благодаря внешнему сходству с Беллой Свон — особенно, её знаменитой деревянной мимикой. Общая невзрачность героини (очередная сильная и независимая женщина) вкупе с практически полным отсутствием химии между главной парочкой дает следующий результат: большую часть экранного времени Диана Бишоп попросту раздражает.

На Мэттью Гуде костюмчик вампира, напротив, сидит как влитой, хотя по сути актер вновь играет своего классического персонажа — неотразимого и демонического англичанина. Убежден, что Гуд зря расходует свою злодейскую харизму на положительных персонажей, но в целом его Клермонт получился весьма интересным субъектом: тысячелетний вампир, поглощенный наукой и повидавший всё, что вообще возможно, внезапно для себя влюбляется в молодую ведьму и мучается традиционным в таких ситуациях выбором: то ли поцеловать её, то ли высосать досуха (извините).

Второстепенных персонажей тут много, иногда даже слишком, но этим грешат все адаптации, задачей которых стоит перенести книжную вселенную на экран. Поначалу будет трудно запомнить, кто есть кто, но вы освоитесь. Галопом по Европам (в буквальном смысле, так как действие стремительно перемещается из Англии в Италию и даже в Штаты), постепенно мы узнаем положение дел в магическом мире: как и среди людей, здесь есть прогрессивно настроенные личности и консерваторы, феминистки, сексисты, представители меньшинств и пр. Орден пытается поддерживать хрупкий мир, но появление манускрипта доказывает, что виды все время стоят на краю войны. Вампиры относятся к ведьмам с плохо скрываемым отвращением, ведьмы ненавидят вампиров, отобравших у них исконную власть. Демоны, проблемы которых вечно отодвигаются на третий план, попросту устали участвовать в разборках первых двух, а все вместе они вынуждены считаться с тем, что мир постепенно отходит людям. Пока наибольший интерес представляет интерпретация демонической сущности в сериале, так как вампиры и ведьмы здесь более-менее близки к своим классическим образам.

Главного интригана-ведьмака играет Оуэн Тил, которого все помнят по роли другого злодея — Алистера Торне из «Игры престолов».

Стоит заметить, что после не самого удачного пилота, со второй серии у сериала даже получается заинтересовать зрителя сюжетом: основательная научная подоплека («ведьмовские» маркеры в ДНК, связь с теорией Дарвина, алхимическое дитя и пр.), проработанность видов магических существ и прочие детали мира Деборы Харкнесс. Романтика Оксфорда-Хогвартса тоже берет свое: кто не мечтал посидеть в красивой библиотеке замка с магической книгой в руках? Декорации, локации, общее качество постановки — всё это работает на ура ровно до тех пор, как начинаются придыхания и томные взгляды — а они, увы, занимают примерно половину каждого эпизода.

Ясно, почему сюжет болезненного вожделения так часто фигурирует в историях о влюбленных вампирах (святая троица «кровь-секс-смерть»), непонятно только, почему нужно раз за разом применять один и тот же замусоленный шаблон подростковой любви (по схеме «волк полюбил овечку»). И когда уважаемый 40-летний джентльмен Мэттью Гуд вдруг включает Роберта Паттинсона образца 2008 года, на ум неизменно приходит нетленное: «Почему играют они, а стыдно мне?».

Женская аудитория будет в восторге

Половина сезона позади: хочется верить, что в дальнейшем создатели сделают ставку на сюжет, а не на шуры-муры. Гораздо интереснее смотреть, как авторы связывают реальные исторические события и научные исследования с мистическими феноменами — вот это был бы отличный ренессанс. А пока получился симпатичный guilty pleasure для тех, кто лет 10 назад смотрел «Сумерки», но боялся себе в этом признаться. Теперь уже нечего стыдиться, ребятки, мы уже совсем взрослые.

P.S. «Открытие ведьм» стал поводом опробовать новый онлайн-кинотеатр КиноПоиска — и пока все нравится: оригинальная дорожка, русские переводы на выбор, субтитры, 30-дневный триальный период и прочая красота. Отдельная уважуха ребятам за Кубиков в Кубе: фирменная озвучка с крепкими словцами и шутками придает особый шарм любому проекту и в правильной пропорции разбавляет розовые вампирские сопли. Как говорится, хайли рекоменд.

Понравился обзор? Читай ещё больше здесь

А лучше подпишись на канал Серийного человека в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).

Проблема с доступом к Телеграму? Читай мои обзоры на Яндекс.Дзене.

seriesman серийныйчеловек adiscoveryofwitches открытиеведьм

Предыдущая новость

seriesman серийныйчеловек theromanoffs романовы

Следующая новость